Организация учебных занятий с использованием различных форм игрового обучения

Разновидностью метода анализа конкретной ситуации является и метод рассмотрения аварийных случаев. Здесь каждый участник занятия получает описание истинной или воображаемой «аварийной ситуации». Затем дается время на обдумывание, после чего проводится групповой анализ. В конце занятия подводятся итоги обсуждения.

Иногда исходная «аварийная ситуация» сообщается студентам устно, ее зачитывает один из участников занятия, бывает, что используется кинофрагмент, вводящий обучающихся в данную ситуацию. Затем все присутствующие разбиваются на подгруппы и обсуждают ее. Через строго определенное время все участники обсуждения собираются вместе и сравнивают свои решения.

Этот метод хорошо развивает у будущих специалистов навыки управления деятельностью и контроля, межличностных отношений в коллективе. Метод очень эффективен для отработки приемов быстрого устранения неполадок в оборудовании, развития быстрой реакции.

Используемые в учебном процессе конкретные ситуации классифицируются по различным признакам: по степени новизны (известная, подобная, неизвестная); по применяемым методам решения (стандартные, модифицируемые, новые); по этапам принятия решений (простые или одношаговые, сложные, многошаговые, требующие для решения нескольких последовательных операций); по иерархическому уровню принятия решений; по специализации (технологические, оперативно-управленческие, экономические и т.п.) и т.п.

Модификации метода «мозговой атаки» при организации игрового обучения. Методы «мозговой атаки» представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач. Удивительна универсальность этого метода, позволяющая с его помощью рассматривать почти любую проблему или затруднение в сфере человеческой деятельности, если они достаточно просто и ясно сформулированы. Поэтому метод может широко использоваться в вузах, особенно в игровых формах.

Рассмотрим порядок организации и проведения «мозговых атак» в их различных модификациях, применяемых в высшей школе при осуществлении игрового обучения.

Метод «прямой мозговой атаки» используется для решения любых творческих задач, имеющих самую различную форму и содержание. При постановке задачи должны быть четко сформулированы два момента: Что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого?