Организация тьюторского сопровождения профильной подготовки школьников

Консультирование – это особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность учащихся старшей школы. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как при непосредственном контакте, так и при опосредованном средствами новых информационных технологий. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения – научить ученика учиться.

В практике консультирования выявлено несколько моделей деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении школьниками выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ учащихся средней (полной) школы. Процессное консультирование необходимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным программам.

Модерирование – это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей учащегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала учащегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися. Своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение учащегося. Помочь каждому учащемуся осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога.