Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях

Для обеспечения возможности смены профиля без ущерба для учащегося при разработке образовательной программы надбазовую часть профильного предмета рекомендуется планировать в виде полугодовых завершенных модулей-спецкурсов. Раз в полугодие следует не только предоставлять право в случае необходимости изменить выбор спецкурсов, обеспечивающих вариативный компонент учебного плана, но ставить всех учащихся в ситуацию конкретизации собственной образовательной траектории на следующий семестр. Необходимо специально предусмотреть механизмы коррекции уровня освоения тех предметов, которые меняют статус с непрофильных на профильные. Причем наличие модульной системы значительно снижает необходимость коррекции[1].

На старшей ступени, при значительном объеме вариативной части учебного плана, создание профильных классов предпочтительнее, чем преподавание инвариантного ядра в непрофилированных, «универсальных» классах с дополнительным переходом учащихся в профильные группы для изучения надбазового компонента выбранных предметов. Это объясняется тем, что в классе любого профиля в течение всех уроков у каждого учителя имеется возможность исходить из профессиональных интересов и планов учащихся, то есть организовывать учебно-профессиональную деятельность при изучении любого предмета – как профильного, так и непрофильного. Эта возможность может быть эффективно реализована только в случае гуманистической позиции учителей, реализуемой в их деятельности. Гуманистическая позиция заключается в том, что в центре профессиональной деятельности учителей, ведущих как профильные, так и непрофильные дисциплины, находится не преподаваемый предмет, а учащийся. Предметное содержание выступает средством его развития.

Дополнительную гибкость профилям придала бы предусматриваемая расписанием занятий возможность при необходимости учащемуся посещать вместо одного-двух спецкурсов своего класса спецкурсы, изучаемые в другом классе. Однако такая необходимость практически не возникнет, если несколько часов учебного плана отдано под элективные курсы, проводимые в группах, созданных на базе всей параллели (или нескольких близких по возрасту параллелей).

pc-service.kz