Организация планирования педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей

Принцип индивидуализации в любой образовательной программе требует личностного подхода к интересам детей. Воспитателю следует учитывать их индивидуальные предпочтения, не настаивать на обязательном участии каждого ребенка в той или иной деятельности, выполнении того или иного задания, что невозможно при жестком планировании. Поэтому оно должно быть гибким и вариативным, т.е. педагог не должен жестко планировать проведение конкретного занятия в определенный день и час, а иметь в виду несколько вариантов разработки темы, реализации той или иной педагогической задачи. Например, он может запланировать несколько задач на неделю, подготовить для решения каждой из них несколько вариантов игр. В этом случае малышам предоставляется возможность выбора, и если игра их не заинтересует, можно будет быстро перестроиться, заинтересовать их другой игрой, решение намеченной задачи отложить на более поздний срок, что позволит проанализировать причины отсутствия у детей интереса к той или иной игре или занятию, разработать более подходящий их вариант.

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом. Повседневные заботы по уходу за маленькими детьми, поддержанию порядка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его интерес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого малыша, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведением детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью. В отношении детей с нормальным развитием информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации новых умений, формирующихся у ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимодействия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятельности, которая соответствовала бы его естественному ходу развития. Внимательное наблюдение позволяет своевременно выявить случаи атипичного или замедленного развития. Педагоги, которые знают, что является типичным в развитии ребенка и каков диапазон возможных вариантов, смогут квалифицированно выявить атипичные случаи. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность по отношению к ребенку, создать условия для продвижения вперед, помочь ему справляться с трудностями.