Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

М.И. Житницкий также выделяет четыре этапа управления познавательной деятельностью, в которые он вкладывает следующее содержание: этап предварительного управления - определение целей, задач, планирование Содержания и средств, прогнозирование результатов управления; этап оперативного управления — выбор методов, форм и средств управления; этап организации - создания и реализации процесса управления, его корректура; этап контроля — анализ результатов, введение корректуры.

Н.Ф. Талызина определяет уже пять этапов управления — отбор содержания обучения, адекватного поставленным целям; введение отобранного содержания в учебный процесс (создание положительных мотивов учения, объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности); получение сведений об учащихся (исходный уровень знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей и т.п.); конструирование основной обучающей программы, обеспечивающей достижение намеченных целей обучения (разработка различных учебных заданий, определение последовательности их выполнения, выбор форм и методов включения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность и т.п.); управление процессом усвоения учебного материала (установление систематической обратной связи, реализация корректирующих воздействий).

Рассматривая управление познавательной деятельностью обучающихся как процесс решения множества педагогических задач, Н.В. Кузькина также выделяет пять основных этапов управления, которые, отражаясь в структуре деятельности преподавателя, становятся основой управления учебной работой студентов и формирования их личности. К числу таковых она относит гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный этапы; В качестве исходного и системообразующего выступает гностический, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования учебного процесса. На основе исходной информации происходят формулирование и пере-формулирование педагогических целей и задач, обновление старых и создание новых дидактических схем, что и составляет проектировочный компонент в деятельности педагога. Конструктивный этап управления представляет собой процесс моделирования предстоящего учебного занятия и подготовку к нему.