Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

Анализ взаимосвязей процесса обучения с более широкими социальными процессами, а также связей внутри самого дидактического процесса, позволил сформулировать ряд условий, при которых управление познавательной деятельностью обучающихся может наиболее полно реализовать свои функции. Они связаны с тем, что управление:

♦ обусловлено потребностями государства в подготовке квалифицированных кадров, формировании гармонично развитой личности выпускника вуза;

♦ определено социальным заказом на выпускника вуза, поставленными дидактическими целями и задачами; реализуется через содержание, методы, формы и средства организации учебного процесса;

♦ зависит от условий, в которых осуществляется, педагогического руководства преподавателя, а также самообучения и самообразования студентов;

♦ организуется с учетом индивидуальных характеристик обучающихся (направленности, мотивации, черт характера, способностей и т.п.), но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых уровней их развития.

Среди основных принципов управления познавательной деятельностью обучающихся в учебном процессе целесообразно выделить следующие: гуманистическая направленность; социальная обусловленность и научность; целенаправленность, системность и целостность; преемственность и последовательность; объективность и полнота информации; сочетание педагогического управления с развитием сознательности, активности, инициативы и самостоятельности обучающихся и др.

Сравнительный анализ названных принципов и признаков разработки и применения профессионально-ориентированной технологии обучения показывает, что они обладают высокой степенью общности и достаточно полно коррелируют между собой, так как предусматривают знание целей управления и возможностей определить степень приближения к ним при любом варианте управления; установление исходных состояний управляющей и управляемой подсистем;