Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

При раскрытии сущности «субъект-субъектных» отношений преподавателя и обучающегося в структуре учебного процесса студент признается в качестве его полноправного субъекта. Тем самым подчеркивается значимость активного участия обучающегося в достижении дидактических целей. С этой точки зрения понятие «педагогическое взаимодействие» рассматривается гораздо шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение». Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Вместе с тем названные подходы не следует противопоставлять друг другу. Дело в том, что обучающийся не может выступать только как субъект во всем многообразии педагогических отношений, так как на него не возлагается функция педагогического руководства. Более того, когда ставится цель - сделать так, чтобы у студента сформировалась позиция субъекта учебно-познавательной деятельности, — он выступает как объект педагогических влияний преподавателя, направленных на достижение этой цели. Таким образом, «субъект-субъектные» отношения существуют внутри «субъект-объектных», ими определяются и стимулируются.

В современной педагогике управление познавательной деятельностью обучающихся, как правило, рассматривается как род педагогической деятельности, направленной на достижение высокого качества их подготовки при минимальных затратах временных и других ресурсов.

Преподаватель и обучающийся в этом процессе образуют сложную самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся систему управления с устойчивым функционированием, которая с учетом взаимоотношений людей содержит особый смысл, имеет специфические особенности, отличия, и намного сложнее любой технической или кибернетической системы, так как условия протекания процесса обучения постоянно меняются неопределенным образом, и наблюдать за одним и тем же процессом два и более раза невозможно. Отсюда следует, что при управлении процессом обучения вероятностные характеристики имеют существенное значение. В этих условиях важно учитывать не только групповой характер обучения, но и возможность индивидуального формирования у обучающегося личностных и значимых профессиональных качеств.