Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и их правильное задание помогают преподавателю обеспечить в конечном результате подготовку специалиста-профессионала с гарантированным качеством обучения. Здесь же появляется возможность дифференцировать знания, необходимые обучающимся, с целью создания соответствующих тестов и заданий для контроля за качеством усвоения.

Управление познавательной деятельностью обучающихся — необходимая, наиболее значимая составная часть дидактического процесса. Отсюда и огромный интерес, который на протяжении нескольких десятилетий постоянно поддерживается у отечественных исследователей этой проблемы. Об этом убедительно свидетельствует анализ научных публикаций, подготовленных за четыре последних десятилетия на территории бывшего СССР, современной России и стран СНГ. Как правило, каждая вторая работа, связанная с различными аспектами совершенствования процесса обучения, посвящена исследованию данной проблемы. Среди отечественных ученых, достигших в этой области наиболее значимых результатов, выделяются труды СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, АА Вербицкого, ПЛ. Гальперина, Н.В. Кузьмину, ИЛ. Лернера, П.И. Пидкасистого, Н.А. Селезневой, В.А. Сластенина, Л.И. Фишмана, В.А. Якунина и других. Разработанные и усовершенствованные ими теории (концепции) обучения раскрывают особенности управления познавательной деятельностью обучающихся при решении различных дидактических задач. Прежде чем изложить существующие в современной педагогике и психологии подходы к управлению познавательной деятельностью обучающихся, целесообразно остановиться на сущности и особенностях этого процесса, обоснованных и раскрытых в работах названных ученых.

Управление познавательной деятельностью обучающихся большинство исследователей трактует как особую, социально детерминированную деятельность, имеющую системный, целенаправленный характер и содержащую в своей основе единство процессов преподавания и учения. В качестве предмета управления выступают психолого-педагогические законы, закономерности и условия эффективной деятельности преподавателей и обучающихся по реализации основных управленческих функций.