Определение требуемых уровней усвоения изучаемого

Рассматривая эти уровни усвоения, В.П. Беспалько как бы обобщает предыдущие уровни и предлагает «генетическую структуру» мастерства человека в виде следующих последовательных уровней.

1. Узнавание (при повторном их восприятии) объектов и свойств процессов в данной области явлений действительности (знания-знакомства).

2. Репродуктивное действие (знания-копии) путем самостоятельного

воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе для выполнения известного действия.

3. Продуктивное действие — деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения). Обучающимся добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или трансформации известной ориентировочной основы для выполнения нового действия.

4. Творческое действие, выполняемое на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы для деятельности (знания-трансформации), в процессе которой добывается объективно новая информация.

Все названные выше и другие существующие подходы могут быть в полной мере востребованы преподавателем при задании соответствующего уровня. Важно, чтобы при этом он однозначно определился с дидактическими целями, которых пытается достичь, содержанием материала, который должен быть обязательно усвоен обучающимися, и принятыми в данном вузе концепциями обучения.

При проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения наиболее целесообразно, на наш взгляд, использовать классификацию, предложенную В.П. Беспалько. Для этого каждому уровню усвоения присваивается номер, соответствующий одному из этапов (см. спецификацию графа в приложении). Эта рекомендация обусловлена тем, что в современной отечественной педагогике данная классификация признана большинством исследователей в качестве оптимальной, а также тем, что она позволяет в рамках концепции деятельностного обучения наиболее полно осуществить подготовку будущих специалистов.