Обучение учащихся умениям и навыкам

Все предлагаемые «типичные кривые» и их «характерные закономерности» (вроде «плато», гиперболического, логарифмического или какого-нибудь иного ускорения и т.п.) с каждым новым исследованием становились неубедительными. У животных «закономерные», «типичные» кривые упражнений получались, а у человека нет. Это могло означать лишь одно: в процесс научения у человека вмешиваются какие-то факторы, которых нет или они слабо выражены у животных и которые влияют сильнее, чем предполагаемые «общие закономерности».

В теории и практике обучения имеются различные концепции обучения умениям и навыкам. Они задают построение упражнений, их повторение, дозирование, трудность и объем формируемых умений и навыков. Так, например, по-разному предлагается организация повторения материала при формировании навыка. Если суть повторения видят в запечатлении, то вводят задачи, заведомо посильные для учащихся, а к новому материалу переходят чрезвычайно осторожно и постепенно. Главным здесь становится предупреждение ошибок, так как они затрудняют обучение навыкам.

Существует и прямо противоположный подход, согласно которому обучение навыкам надо вести на доступных, но трудных заданиях. Суть повторения видится в апробировании разных действий, в развитии умения отыскивать и выделять правильные действия. Учащихся поэтому учат не бояться ошибок, осуществлять поисковые действия, анализировать допущенные ошибки и устранять их. При этом существенное значение имеет опора на чувственные ориентиры. Учащимся предлагаются способы решения задач, основанные на двигательных актах. Они заучивают элементы правильного действия и постепенно объединяют их в целостное действие.

Ряд исследований был посвящен изучению роли усвоения ориентиров действия в обучении навыкам, влияния знания целей действий на результаты поэлементной отработки движений, значения установок и наград, эффективности легких и трудных заданий, сопоставимости частных и целостных, формальных и содержательных упражнений, результативности обучения навыкам при условии предупреждения ошибок.