Обучение учащихся умениям и навыкам

Каждая из этих функций реализуется сознательно и бессознательно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совершенно не сознается человеком. На физиологическом уровне происходят сложные мышечные сокращения и растяжения, которые необходимы для выполнения любого движения. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба - типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движений в которой осуществляется бессознательно. При овладении действиями вначале требуется их детальная сознательная регуляция, а затем они начинают выполняться при все меньшем участии сознания, т.е. автоматизируются. Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называют навыком.

В настоящее время нет однозначного определения понятий «умения» и «навыки». Наиболее принятой является характеристика умения как возможности осуществлять какое-либо действие, операцию. Согласно этой точке зрения умения предшествуют навыку, который рассматривается как более высокий уровень овладения действиями, или являются начальным этапом его формирования. Однако в психолого-педагогической литературе встречается и прямо противоположная трактовка этих понятий.

Фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не осознает до конца всех его элементов, например необходимых мышечных сокращений. Вместе с тем никакое действие человека не может быть до конца автоматизированным, так как, являясь частью деятельности, оно вызывается и направляется сознательной целью.

Когда в результате научения увеличивается бессознательный компонент движения, это и есть показатель сформированности навыка. Однако возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, которые обеспечивают эти движения.