Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей

При общении с родителями ребенка основной и определяющей весь характер взаимодействия является равноправная партнерская позиция («рядом»). Педагог всегда находится рядом, вместе с родителями в их отношении к ребенку, к его развитию, со всеми радостями и трудностями. Такая исходная позиция предотвращает появление возможных противоречий между педагогами и родителями.

Нередко возникают ситуации, когда оптимальным средством общения с мамой или папой ребенка становится позиция педагога «сверху». Педагог профессионально оценивает ситуацию развития ребенка и видит способы разрешения имеющихся трудностей. Обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, он может в процессе беседы с ними тактично разъяснить их ошибки, предложить альтернативные методы воздействия на ре-бенка, привести конкретные примеры и способы взаимодействия с ним. Но совершенно ясно, для того чтобы родители приняли эти советы и указания, согласились с ними, захотели им следовать, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе».

Иногда педагогу в общении с родителями необходимо занять позицию «снизу» — внимательно выслушать, расспросить, ни в коем случае не оценивая. Возможно, тогда удастся понять причины сложившейся ситуации, мотивы поведения родителей, а вместе с этим, найти общее решение .

Обучать родителей навыкам эффективного взаимодействия педагоги могут не только прямым (например, если мама приходит к кому-то из педагогов детского сада за советом по конкретному поводу), но и косвенным образом. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: мама пятилетнего мальчугана приходит за ребенком в детский сад, интересуется у воспитателя его поведением в течение дня. Ребенок весь день капризничал, упрямился, подрался с другим мальчиком и сломал его игрушку. В данном случае воспитатель может по-разному сообщить об этом маме мальчика. Первый вариант: «Сегодня он был неуправляемый — капризничал, упрямился, подрался с Колей и сломал его игрушку. Думаю, вам стоит серьезно поговорить с ним». Второй вариант: «Я встревожена сегодняшним поведением Илюши — он капризничал, не хотел заниматься, подрался с Колей и нечаянно сломал его игрушку. Мы с ним поговорили и он, расплакавшись, признался, что вчера очень хотел110 Развитие коммуникативных способностей...