Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

2) возможность учитывать ответные реакции на вопросы, задавать дополнительные, уточняющие вопросы, регистрировать невербальный компонент в общении;

3) индивидуальный характер и максимальная адаптированность метода к конкретной личности.

Основным недостатком метода беседы является то, что в ее результате мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Этот недостаток в известной мере преодолевается методом анкетирования.

Анкетирование - метод сбора первичного материала в социальных, экономических, демографических и других исследованиях. Анкетный метод выбирается в том случае, если необходима массовость обследования, и незаменим при изучении общественного мнения, настроения людей, региональных, поселенческих и других особенностей социокультурной среды воспитания. С помощью анкетирования можно получить эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, ориентации и установок, характеристик людей и событий, намерений и т. д.

Основным способом получения информации при анкетном опросе является анкета. Анкета — упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа.

Анкета применяется для сбора эмпирической социальной информации в форме письменных ответов обследуемого лица. Вопросы анкеты объединены общей темой исследования, формулируются и размещаются в анкете так, чтобы стимулировать респондентов к активному участию в опросе, способствовать повышению интереса к его теме, обеспечивать получение достоверной информации. Заполняется анкета обследуемыми лицами, что предъявляет высокие требования к формулировке вопросов, качеству анкеты в целом, поскольку допущенные при ее составлении ошибки невозможно исправить в ходе опроса.

Анкета может быть использована при изучении любой социальной проблемы, для которой необходима информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: интересах, мнениях, мотивах, установках, ценностных ориентациях различных социальных групп населения.