Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

Любое страдание оправдывается страданием Иисуса Христа. В то же время эти общехристианские тенденции различны и зависят они от конфессиональной принадлежности. У православных они выражены гораздо сильнее. Ценность жизни здесь куда менее значима, чем у католиков, унаследовавших многие древнегреческие традиции, в том числе и традиции олимпийских игр, традиции культа тела и здоровья. Поэтому не случайно в иезуитских, базельянских, францисканских школах и других монашеских орденах, существовавших в свое время на Беларуси, физическое воспитание подрастающего поколения занимало существенную роль. Изменение господствовавшей веры повлекло за собой и изменение образа жизни.

Однако современное общество давно не живет в строгом соответствии с религиозной нормой. В лучшем случае эта норма проявляется лишь как традиция. Тем не менее налаживание здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта по-прежнему являются важнейшей и наиболее трудноразрешимой социальной проблемой. Изменить сложившееся положение дел можно лишь изменив сложившееся привычное отношение к жизни, стереотипы мышления и поведения, нормы жизни. Требуются определенные усилия в направлении социального проектирования здорового образа жизни различных социальных групп населения, подготовка специалистов соответствующего профиля, разработка и реализация соответствующей социальной политики государства.

В социально-педагогической деятельности важную роль играют методы понимающей психологии и социологии, методы личностно ориентированной педагогики, методы проектирования образовательных пространств и учебно-воспитательных процессов.

Однако, ориентируясь преимущественно на понимание как определение смысловой и ценностно-нормативной заданное™ мышления и поведения человека, выявляя регулятивный характер ритуалов, обычаев, традиций, стереотипов мышления и привычек людей, социальная педагогика тем не менее вовсе не отказывается от общенаучных методов анализа. Теория как комплекс понятий, определений и предположений , дающих систематизированный вид какого-либо существенного явления или процесса, используется в качестве идеального образования или упрощенной модели реальности. Она применяется лишь при ориентации социального педагога на совершенно однозначную цель, когда можно пренебречь заблуждениями и аффектами воспитуемого и представить его поведение как последовательно совершаемые рациональные действия.