Общая характеристика этапа анализа состояния процесса обучения

В данном случае под начальными требованиями понимается характеристика обучаемых и их базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики.

Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения.

Следует отметить гибкость проектируемой системы, т.е. её" способность использовать различные разработанные технологии обучения применительно к различным условиям обучения или, наоборот, разрабатывать те технологии обучения, которые обеспечат требуемый результат в заданных условиях. С позиций технологического подхода к обучению, запрограммированный результат должен быть достигнут любыми способами, независимо от того, в каком учебном заведении обучаемый получает профессию. В конечном итоге сформированные профессиональные умения должны соответствовать требованиям, заложенным в государственном стандарте образования .

В различных учебных заведениях процесс обучения при этом может быть различным как с точки зрения средств обучения, так и с точки зрения качеств и черт личности абитуриентов. Средства обучения существенно влияют на выбор тех или иных способов обучения. Начальные же требования можно изменять, доводя их до необходимых, с тем чтобы в конечном итоге достичь требуемого результата обучения.

В психолого-педагогической подготовке инженера-педагога вопросы анализа, совершенствования и выбора технических средств обучения рассматриваются в отдельном курсе «Технические средства обучения». В курсе «Методика профессионального обучения», содержанию которого посвящен настоящий учебник, рассматриваются только вопросы, связанные с анализом начальных условий.

Рассмотрим общую характеристику деятельности по анализу начальных требований.

Начальные требования к обучаемым включают в себя те минимальные профессиональные умения и способности, которыми должен обладать обучаемый до того, как приступить к освоению программы обучения. Первый этап анализа начальных требований осуществляется при организации и проведении вступительных экзаменов и собеседований, а также тестировании на профессиональную направленность и пригодность абитуриентов.