Общая характеристика проблемного обучения

Это есть эффект неоконченного действия. Это, конечно, не требует прерывание решения той или иной задачи, но оно может совершаться последовательно во времени, растянуто, с тем, чтобы не только давать обучаемым готовые алгоритмы и способы решения, а заставлять самостоятельно искать их.

Обучаемому вопросы, как правило, задает преподаватель, а после завершения обучения их ему будет задавать жизнь. Причем эти вопросы не задаются в явном виде. И очень важно не только ответить на них, но и найти их для себя, обнаружить противоречие, разобраться в нем. Именно на таком подходе должно основываться проблемное обучение, которое призвано научить не только конкретным умениям, но и сформировать диалектиктическое мировоззрение, воспитать творческое отношение к делу, самостоятельность.

Рассмотрим диалектику развития проблемного обучения в образовании, выделив его существенные основные признаки, позволяющие показать технологию деятельности преподавателя при проектировании технологий проблемного обучения.

Появление проблемного обучения было прогрессивным явлением. В нем видели мощный толчок для развития мыслительной деятельности обучаемого, и его разработка способствовала развитию психологии, исследованиям закономерностей мышления и его активизации и развития.

С самого начала развития проблемного обучения его связывали с понятием «проблема». Проблема - задача в широком смысле, «сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения». При этом следует отметить, что проблемы разрешаются, а не решаются, как задачи.

Научные проблемы и учебные проблемы - не тождественные понятия. Научные проблемы требуют своего разрешения добыванием новых знаний, а учебные проблемы требуют для своего решения знаний, умений и навыков, известных науке, но не известных обучаемому. В этой схеме под проблемой понималась самая обыкновенная задача. Причем для ее решения необходимо добавить знаний, умений, и задача будет решена.