Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении

Основными характеристиками субъекта, тесно взаимосвязанными с понятием цели, в данном случае являются его потребности и мотивы, побуждающие к деятельности.

Потребность - это психическое явление отражения потребности организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Потребность в некоторых случаях рассматривают как некоторую неопределенность, точнее, определено, что необходимо что-то делать, но не ясно - что. Эта неопределенность всегда предполагает наличие различных вариантов деятельности или выбор различных путей и средств деятельности. Этот вариант деятельности выбирается уже на основе мотивов - психических явлений, ставших побуждениями в выполнении того или иного действия или поступка. Для появления мотивов необходимо четкое представление о результатах деятельности. Через потребности и мотивы происходит переход от внешних целей к внутренним.

По источнику и способу образования цели могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние цели задаются извне и выражают общественную потребность. Внутренние цели формируются субъектом деятельности самостоятельно. Инициативно в процессе его деятельности.

В случае образовательных целей, внешний источник определяется требованием общества подготовить квалифицированного специалиста, обладающего всеми необходимыми качествами личности и умеющего выполнять все необходимые задачи и виды профессиональной деятельности, соответствующие заданной специальности. При этом особое значение приобретает проблема оптимизации подготовки такого специалиста: обучение его в заданное время и оптимальными способами, позволяющими за небольшие сроки с малыми затратами времени и средств получить необходимый результат обучения. Это требование наиболее четко формулируется и реализуется при технологическом подходе к обучению, основным требованием которого является «подчинение всех элементов учебного процесса единой цели, целенаправленность процесса обучения и гарантированность получения оптимального результата». Заданные требования к специалисту задаются в стандарте образования. Именно они определяют важнейшие стратегические цели в обучении, на решение которых и должен быть направлен весь процесс обучения. Это положение особенно остро проявляется в сфере профессионального образования.