Общая характеристика деятельности по анализу учебных материалов

Через много лет после Каменского Я.А. Ушинский К.Д. рассматривает учебник как способ для самостоятельной работы учеников, вкладывая в него все разработанные им принципы теории обучения.

В 20-30 годах XX столетия твердо формируется мысль о том, что учебник должен быть построен таким образом, чтобы всякий мог его взять и самостоятельно по нему обучаться. Это положение на сегодняшний день имеет особое значение и использование учебника в обучении является обязательным.

Все возрастающая роль научно-технического прогресса, увеличение объема необходимой информации и ограничение сроков ее восприятия и переработки для обучения требуют совершенствования создания различных видов учебной литературы. На сегодня учебная литература является не только источником знания, но и способом обучения в условиях определенной системы образования. Она по своим целям и структуре должна отличаться от всех иных видов литературы.

По определению В. П. Беспалько, «книга является информационной моделью человеческого опыта». При этом понятие «информационная» модель подразумевает то, что в книге сберегается не сам опыт и объекты его изучения, а их графическое, символическое, словесное описание, которое помогает создать в сознании человека картину окружающей действительности. Так, в учебнике биологии описывается не сама природа, а описание ее определенных моделей. Аналогично в учебнике «Электротехника с основами промышленной электроники» помещается не сама электрическая техника, а модели, созданные человеком для ее описания и понимания.

Главным отличием учебной литературы от научных монографий, художественной и научно-публицистической литературы является ее назначение и структура. Учебник не только передает информацию и опыт человеческого знания, но и дает методику обучения.

На сегодняшний день к учебным изданиям относятся :

1. Учебники, содержащие систематическое изложение учебных дисциплин или их разделов, а также частей, соответствующих учебной программе, и которые официально утверждаются в качестве данного вида издания ;