Образовательные программы и учебники

Программы должны отвечать следующим требованиям:

• допускать возможность и необходимость существования программ других уровней;

• учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня;

• предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и постановку других целей;

• обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из своих структурных компонентов.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых в разные годы обучения тем.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения (например через несколько лет), предусматривая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ: смысловая глубина, проверяемость целей и задач, соответствие образовательным стандартам и нормативам, наличие дидактической основы, продуктивная и личностная ориентация, целостность, практическая значимость.