Образование как социокультурный институт и процесс становления и развития личности

Выше обращено внимание лишь на отдельные обобщения естественных и гуманитарных наук о природе человека, тем не менее обнаруживающие, насколько важна для философии образования задача интеграции результатов антропологических исследований в качестве фундамента научного обоснования целесообразно проектируемого и целенаправленно осуществляемого образовательного процесса. Сама природа человека «диктует» образованию, наряду с «социальным заказом», – «культурно-природный заказ», его вневременную общечеловеческую цель: помочь ребёнку, подростку, юноше, наконец, взрослому в его становлении и развитии как «образа человеческого».

Принцип природосообразности образования человека как существа социального и духовного, развёртывающего свои природно-индивидуальные свойства в конкретном социуме и определенной культуре, предполагает педагогическую интерпретацию закономерностей объективных процессов социализации и инкультурации индивида. В концепциях социализации немало противоречивых, исключающих друг друга воззрений. Значимыми в аспекте философии образования представляются трактовки личности как субъекта, функционирующего в социуме. Это субъект деятельности в единстве своих природно-индивидуальных свойств и социальных ролей; субъект социального общения, член социальных сообществ, несущий отпечаток мировосприятия каждого из них; субъект «самостроительства» себя как члена общества, сознательно формирующего свою социальность. Социальность – то, что сближает индивидов в силу общности исторических конкретно-социальных условий их жизнедеятельности . Личность в этой связи отражает «качество» социальности – результат активности самосознания индивида, сохранения им внутренней автономии в социальных общностях.

Социальные психологи усматривают механизм социализации во взаимодействии процессов идентификации и обособления . В ходе их взаимодействия формируется самосознание индивида. Процесс идентификации предстаёт как осознание индивидом своей принадлежности к той или иной социальной общности и принятие им функций и требований данной общности как отвечающих его интересам и потребностям. Процесс идентификации описан в таких психических реальностях: прямое отождествление себя с реальным или вымышленным лицом; причисление себя к общности возрастной, национальной, по полу – усвоение соответствующих стереотипов поведения и ролевых требований; причисление себя к реальным социальным группам: на основе эмоциональных связей объединение себя с группой, принятие групповых норм, ценностей, образцов поведения – включение их в свой внутренний мир как собственных. Механизм социализации с позиции личностного развития индивида предстаёт как расширение и углубление его связей с социумом.