Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- определяет важнейший для процессов самоопределения и саморазвития фактор - уровень притязаний личности, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает. Составление образа «Я» на основе анализа само и взаимооценок представляет для школьников основное упражнение и выполняет роль системообразующего звена в методике изложения материала курса.

В целостном курсе «Найди свой путь» последовательно разбирается 26 аспектов Я-концепции. В течение обучения по курсу содержание разворачивается от простой самоидентификации до составления жизненных планов.

Для формирования оптимального самоопределения подростков используется модель «Я-концепции», связывающая это понятие с самоопределением подростков. Она заключается в предъявлении «Я-концепции» в виде ряда утверждений и предоставлении учащимся возможности оценить себя с помощью этого выбора. Систематическое обращение к такой самооценке образа «Я», сопровождаемое рефлексивным анализом, способствует развитию критического мышления подростка, выработке практических умений и навыков самоопределения, адекватной оценке среды.

Выбор мыслится не как самоуверенность или интуитивное чутье, а как рассудочно-сознательная деятельность - самое важное условие оптимальности выбора.

В целом освоение школьниками учебного курса «Найди свой путь» обеспечивает:

- развитие реальных мотивов самоопределения;

- формирование субъектной позиции у подростка;

- психолого-педагогическую поддержку подростка;

- формирование нравственно-этических норм взаимоотношений в коллективе ;

- формирование навыков самостоятельной работы;