Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

- организации ситуации выдвижения задач жизненного самоопределения учащимися;

- организации ситуативных доминант - целостной картины мира ;

- проб - имитационных проверок результатов, возможностей достижения поставленных целей;

- рефлексии имитационного осуществления пробы, спланированного способа по достижению поставленной задачи, выявления возможных рисков и затруднений;

- реализация упражнений по самоопределению предполагает также подключение к ним других позиционеров, влияющих на результаты .

Одной из главных содержательных и методических линий данного курса является выстраивание учащимися образа своей «Я-концепции».

«Я-концепция» как важнейшая часть самоуправляющего механизма личности, в значительной мере определяющая ее самоопределение, представляет собой систему осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе связывающая и интегрирующая комплексы потребностей, способностей и направленности. Это психическое образование, которое не отождествляется ни с какими психическими процессами, но существует в них, оставаясь автономным. Как интегральное понятие, «Я-концепция»:

- определяет интерпретацию и реакцию самоуправляющего механизма личности в отношении поступающих к нему сигналов обратной связи от промежуточных результатов выбора и деятельности подвергает их анализу, оценке, рефлексии;

- включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и др.;

- связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т.п.;