Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Научно-теоретические представления и исследовательские данные позволили нам разработать педагогическую модель формирования самоопределения личности в условиях общеобразовательного учреждения.

В основу педагогической модели положена качественно новая цель образования, отвечающая парадигме саморазвития - формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования. Концептуально она базируется на ведущих положениях учения А.А. Ухтомского о фундаментальном общебиологическом принципе доминанты, который лежит в основе направленной активности живых систем любых уровней организации.

В соответствии с учением А.А. Ухтомского, формировать доминанты поведения и психического развития и управлять ими не только возможно, но и необходимо. Исходя из анализа доминантных процессов, ученый предложил кардинальное решение проблемы, сформулировав условия, необходимые для формирования важнейших долгосрочных, глобальных, жизненных доминант:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, представляющей определенный опыт успеха и достижений.

3. Адекватный уклад, стиль и методы внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.

Первое условие перекликается с положением Л.С. Выготского о ведущей роли теории в обучении и деятельности человека.

Второе условие совпадает с современным принципом субъектности в развитии, а также с основным положением педагогики о связи теории с практикой.

И третье условие - это положение современной педагогики о влиянии окружающей среды на воспитание и социализацию ребенка.