Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

5. Пространственно-временная характеристика самоопределения. Важным показателем уровня самоопределения являются также затраты времени на самоопределение, темпово-временной показатель, свидетельствующий, что ученик сделал выбор именно за отведенный промежуток времени. В массовом исследовании этот показатель отражается на результате анкетирования в связи с ограничением времени, отводимого на заполнение анкеты. Для оценки 5-й позиции использовалась анкета № 2.

6. Качество выборов самоопределения - это способность личности сделать выбор в направлении расширения и улучшения своей деятельности, т.е. в сторону положительного развития. Данный показатель, который выявляется на основе анкеты № 2, отражает относительное количество сфер состоявшегося самоопределения.

7. Эмоциональный фон выбора. Особое внимание уделяется важнейшим для подросткового возраста эмоциональным характеристикам - эмоциональной окраске процесса выбора, уверенности в себе и окружающих, ответственности за себя и за свои поступки, на основе чего и протекает процесс самоопределения и составления своего жизненного плана.

8. Соответствие выбора социальному заказу. В своем самоопределении подросток не должен вступать в острое противоречие с требованиями и ожиданиями социального окружения, общества, государства, поскольку это не отвечает интересам самого подростка. Оценка 7-го и 8-го показателей осуществлялась на основе экспертного заключение учителя, родителей, классного руководителя. Каждому уровню присваивается соответствующий балл, а затем вычисляется средний результирующий балл - комплексный уровень самоопределения , по которому испытуемым объектам приписывается тот или иной общий.

Следует отметить, что понятие «уровень самоопределения» довольно размыто, не имеет возрастных норм, зависит от множества качеств личности подростка. Поэтому при выделении уровней мы исходили из следующих обобщенных характеристик.

1- й уровень характеризуют высокий общий процент сделанных выборов , что свидетельствует об активности самоопределения, способности сделать выбор в направлении улучшения себя и своей деятельности, осознанности и соответствии выбора возможностям подростка и социальному заказу, целостном самоопределении. Данный уровень самоопре-деления также отличается наличием долгосрочной перспективы, уверенности, убежденности в правильности своего выбора.