Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Нами разработана педагогическая диагностика самоопределения личности, которая позволяет определить эффективность внедрения технологии.

Педагогическая диагностика в технологии включает комплекс критериев, которые в свою очередь характеризуют индивидуальные ресурсы личности школьника в процессе целостного самоопределения.

Основным показателем является комплексный уровень самоопределения, который является качественным показателем системы ОУ и устанавливается на основе следующих критериев:

1. Владение важнейшими компонентами теории и практики самоопределения, которыми школьника необходимо вооружить на протяжении определенного периода. Для оценки данного показателя проводится собеседование по вопросам и выставляется оценка по пятибалльной системе в соответствии с выделенными уровнями самоопределения подростка .

2. Портфолио оценивается по той же пятибалльной системе.

3. Ширина охвата поля самоопределения. Данный критерий важен для количественной характеристики самоопределения: применяется анкетирование и широко известный расчет - отношение числа сделанных выборов к числу, которое предложено . Содержание анкеты разработано на основе изучения ценностей школьников и их ранжирования. Для оценки 2-й и 3-й позиций применялась анкета № 1.

4. Целостное самоопределение. В официальной технологии, изложенной в концепции профильного обучения, основное внимание уделяется профильному самоопределению как одному из важнейших компонентов самоопределения. Результат процесса самоопределения, на наш взгляд, идет одновременно по нескольким сферам самоопределения ; до последнего времени в официальной технологии он не учитывался. Однако при исследовании процесса самоопределения подростков выявилась связь результата по одной из сфер с наличием самоопределения во всей совокупности уже известных сфер самоопределения. Этим обусловливается необходимость формирования целостного самоопределения: по всем сферам, по всем видам и по всем направлениям. Поэтому в технологии оптимального самоопределения предусмотрено формирование умений самоопределения по всем основным сферам самоопределения. Для выявления этого показателя разработана анкета № 1.