Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Жизнедеятельность ребенка протекает в определенной среде, главным структурным звеньям которой свойственны свои специфические уклады: семейный уклад со своими культурными традициями, уклад жизни школы, уклад информационного пространства средств массовой коммуникации и, наконец, уклад общения в открытой уличной детской среде.

В педагогике используется ряд понятий, близких к понятию «уклад»: образовательная система, воспитательная среда, воспитательное пространство и др. Эти понятия объединяет то, что они служат для характеристики условий, необходимых для решения задач формирования личности ребенка.

Ментальный уровень объединяет невидимые духовные факторы, или, по выражению И.Д. Фрумина, «скрытые реальности окружающего мира», которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на формирование личности школьника.

Внешкольный институциональный уровень охватывает средовые факторы, которые школа не может существенно изменять. К ним относятся: семья, различные общественные, государственные, частные, религиозные и другие организации социума, окружающие ребенка, средства массовой информации; а также сам город, в котором расположена школа, его субкультура, район, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, и т.д.

Особое значение среди факторов этого уровня имеет семья как древнейший институт социализации. Общеизвестно, что процессы интериоризации ребенком наиболее глубоких личностных качеств происходят именно в семейной среде. Ученые отводят влиянию семьи на личность ребенка до 70-80%, но очевидно, что это влияние значительно дифференцировано по группам качеств.

Уклад информационного пространства средств массовой коммуникации охватывает своим воздействием около 70% населения планеты, являясь одним из самых мощных факторов социализации личности школьников. В то же время известно, что в современном мире влияние этого фактора характеризуется сочетанием ярко выраженных позитивных процессов со столь же ярко выраженными деструктивными процессами.