Обеспечение самоопределения личности в процессе профильного обучения школьников

Социально-педагогические ситуации-пробы предполагают самооценку подростком своих возможностей на основе обоснованного выбора способа социального поведения в позиции различных социальных ролей , могут охватывать различные сферы жизнедеятельности человека и большинство его социальных связей. В процессе решения различных жизненно-значимых проблем у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их оптимального самоопределения.

В курсе «Найди свой путь» используются социально-педагогические ситуации-пробы, относящиеся к процессам самоопределения школьников в различных сферах. Рассматриваются задачи профессиональной ориентации, вызывающие подростка на осознание своих сил и способностей к той или иной деятельности. Ряд ситуаций-проб посвящен личностному самоопределению в обстоятельствах самозащиты, выбору нравственных и духовных ориентиров, жизненных целей, поло ролевого поведения.

Подсистема «Деятельность» обеспечивает деятельностью направленность технологии самоопределения.

Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самоопределения личности в целях саморазвития и самосовершенствования имеет удовлетворение потребностей школьника в опыте жизнедеятельности, приобретаемого в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одной из важнейших методических, организационных задач в технологии самоопределения школьников является предоставление самостоятельности и возможностей для проявления творческих способностей, составляющих основу готовности подростка к выбору профиля дальнейшего обучения, профессии и включению в самостоятельную жизнь.

Подсистема «Деятельность» ориентирована на индивидуальность и свободу выбора учащимися содержания обучения и внеурочной деятельности. Она основана на естественной спонтанной активизации способностей и задатков подростков и систематической планируемой стимуляции деятельности самоопределения в педагогическом процессе.

Данная подсистема может охватывать весьма широкий круг интересов учащихся:

- техническое творчество ;