О технологической культуре педагога

Если подойти к рассмотрению вопроса со стороны технологии педагогического труда, то придется признать отставание методологической культуры преподавателя от его практической деятельности, имеющийся разрыв между методикой преподавания и теорией обучения, между философией образования и способами управления учебной деятельностью, направленными исключительно на усвоение норм профессиональной деятельности, слабо способствующих самоопределению, формированию самодисциплины и внутренней организации.

Среди других проблем, связанных с педагогической культурой, ждут своего решения:

теоретическое раскрытие и научная трактовка понятия «педагогический труд», его теоретический анализ, изучение его функционального содержания;

реализация педагогического труда не как простой трансляции научной информации, а как целевого педагогического преобразования научного знания в учебное;

интеграция теоретического знания с профессиональными действиями;

синтез знаний, имеющих профессиональную направленность и представляющих собой эволюционирующую во времени модель культуры, исходная функция которой, с позиции ученика, состоит в ее осмыслении, сознательном принятии;

формирование готовности к жизни с ее многоаспектными факторами выбора.

Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности. Необходимо отметить, что недостаточно представленная в учебном плане и вузовской методике обучения свобода выбора учебных курсов и технологий обучения ведет к воспитанию малоинициативной личности. К сожалению, принято считать оптимальными педагогическими решениями те, которые обеспечивают средние показатели образованности. Отсюда можно ожидать воспроизводства профессионально значимых качеств профессионала одного типа. И далее. Почти серьезно говорится о том, что обучение должно строиться исключительно на нормативных показателях. Таким образом, остается в стороне проблема развития творчества и личностного притязания.