О технологической культуре педагога

Ввиду того что отсутствуют единая модель программы и технологии обучения студента профессиональному поведению на уроке, не разработан единый первоначальный проект обучения студентов профессиональной деятельности, теоретическая информация, полученная студентами на лекциях, остается невостребованной. Этот процесс отрицательно сказывается на формировании профессиональной культуры будущего учителя, на его интеллектуальной и практической деятельности, а методические указания и советы неизменно приобретают императивный характер. В результате тормозится, блокируется перевод теоретических концепций в реальное профессиональное поведение.

В имеющихся на сегодня программах по педагогической практике названы внешние формы профессиональной деятельности: дать урок, проанализировать его, построить опрос учащихся и т. д. По существу, программа представляет собой перечень педагогических мероприятий, механизм образования которых не вскрыт и поэтому остался студентам малоизвестным. Это скорее схема для отчета, в котором не вскрыты информационные функции учителя и виды его деятельности, не просматривается обучение избирательному выбору технологических решений, не обозначены нормативные характеристики тех дидактических решений, которые обеспечивают прогрессивные движения процесса обучения и воспитания, не говоря уже о перспективах оптимизации управления развитием индивидуальных способностей и обучения на их основе профессиональной деятельности. Такая программа могла бы значительно ближе подвести к конкретной методике обучения студентов профессиональной деятельности. В реальной жизни учебная программа и методика оцениваются одновременно по множественным признакам их адекватности и функциональных различий. Влияние их друг на друга упорядочивается не только на основе иерархичности принципов, но и посредством дополнительности. Уровень развертывания технологической информации носит последовательно развивающийся характер.

Конкретность и множественность способов действия описываются в технологии и методике, программа же по технологии обучения студентов должна содержать свернутую информацию о нормативных процедурах управления учебным процессом студентов.