О технологической культуре педагога

При педагогической интерпретации управления учением и воспитанием студентов в ходе педагогической практики анализ урока неизменно замыкается на классических дидактических принципах, что само по себе вполне оправданно, однако, к сожалению, анализ ограничен этими принципами, не выходит за их рамки, часто носит формальный характер, сами принципы трактуются примитивно, поверхностно, не раскрываются с позиции современной методологии обучения. Отсюда не следует, что эти принципы устарели и просто неверны. Суть состоит в том, что они не получили современной научной трактовки в теории обучения, поэтому не открывают перспектив в управлении учебным процессом.

Современно построенный учебный процесс значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов. Теоретическая трактовка дидактических принципов слабо раскрывает содержательную сторону самих требований, не учитывает многофакторности процесса обучения, не показывает монолитности всех функций педагогического процесса, не ориентирована на динамику условий, в которых протекает процесс обучения, не нацеливает учителя на решение задач в различных условиях обучения, на организацию процесса с разно целевым назначением, в частности, не раскрывает совокупности задач подготовки учителя к обучающей деятельности.

Однако будем справедливы в оценке теоретического достояния дидактики и признаем, что предлагаемые классической дидактикой принципы обучения верны, хотя они и недостаточны для управления учебным процессом, кроме того, они никак не составляют системы, каждый из них вполне понятен для учителя, но не обеспечивает управления учебным процессом, так как не содержит ни упорядоченной информации о предмете требований и о нормативной регуляции учебным процессом, ни рекомендаций о способах их выполнения. В пределах одного и того же принципа имеется огромное количество степеней свободы его функционирования, а также связей с другими принципами. Например, известное требование наглядности, изреченное еще в давние времена, или требование доступности остаются общепризнанными.