О методологических проблемах дидактики

В данном случае погрешности в подготовке учителя связаны с нарушением принципа единства анализа и синтеза, объективной основой которого является взаимная зависимость составляющих элементов и структуры целого. Общая структура профессиональных умений находится в диалектической связи с отработкой конкретных умений — элементов этой системы и интегративных процессов, которые развиваются на базе динамической структуры становления личности.

В системе подготовки специалиста-учителя аналитическая деятельность — одна из основных, она развивает потенциал личности в целом и ее профессиональные навыки. Аналитическая деятельность предшествует конструктивной и входит в ее состав. Она является условием построения инженерно-педагогических конструкций учебного материала и способов его передачи учащимся, а также условием проектирования способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность и педагогическое общение.

В подготовке учителя управление процессом формирования личности осуществляется путем приобщения студентов к функциям учителя и исследователя. Эти функции составляют непременное условие для формирования грамотного, думающего, творческого специалиста. Однако, к сожалению, выпускники зачастую не умеют анализировать результаты своей профессиональной деятельности. Нередко педагог, дав неплохой урок, обнаруживает полную беспомощность при его анализе. Этот факт нельзя объяснить лишь отсутствием опыта, поскольку подобное наблюдается и у учителей с достаточным стажем работы. Опыт позволяет улучшить конструктивную деятельность, получить практические навыки, но осмысление, теоретическое обоснование действий остается недостаточно развитым. Отсюда много бед: затруднены развитие творчества и передача передового опыта, снижается экономичность педагогического труда, задерживается разработка вариативных методик, появляются ошибки в оценке труда учителей. Это мешает и руководству осуществлять помощь учителю и контроль, от этого страдают также многие другие стороны педагогической деятельности.