Новые социологические данные по вопросам профильной школы

Качественное исследование, проведенное в четырех пилотных регионах Российской Федерации (октябрь 2002 г.), подтвердило, что установившиеся во многих школах связи с вузами, выражающиеся в сотрудничестве с преподавателями вузов, использовании материально-технической базы вузов, возможности сдавать или засчитывать некоторые экзамены как вступительные, воспринимаются учителями и учениками этих школ как достаточно эффективные, облегчающие поступление.

Данные опроса свидельствуют, что сельские жители в целом ценят профилизацию несколько выше, чем жители городов. Это понятно, поскольку без нее шансы сельских школьников на поступление в вузы, как считают все жители села, более низкие, чем у городских.

Между тем, проведенное качественное исследование вскрыло ряд проблем, связанных с профилизацией (курсивом далее по тексту выделены высказывания респондентов). Во-первых, это трудности, обусловленные нехваткой кадров. Эта проблема особенно остро стоит в сельских школах. Выбор профиля для школы, чаще всего, зависит от наличия кадров:

- Преподаватель, который должен там вести, должен иметь 15-й разряд, у нас же максимум – это 14-й.

Кроме того, выбор профиля самими школьниками часто происходит по вполне случайным причинам, а иногда под давлением учителей. Зачастую сначала процедура свободного выбора соблюдается – ученики пишут заявление о своих желаниях относительно профиля. Однако, в процессе непосредственного формирования профильных классов учителя нередко проводят индивидуальные беседы с родителями, “разъясняя” им ошибочность выбранного их ребенком профиля.

На практике в школах формируется 3 профильных класса – гуманитарный, математический и общеобразовательный. Между тем, декларированное профилем углубленное изучение ряда предметов далеко не всегда существует, особенно в гуманитарном направлении. По словам ряда учеников и родителей, увеличение количество часов предмета далеко не всегда ведет к качественному углублению знаний:

- Вообще нет такого, чтобы что-то углубленно изучали. Только часов побольше дают, а так знания дети те же самые получают.