Новые социологические данные по вопросам профильной школы

«Выявление динамики изменения отношения населения к реорганизации перехода из системы среднего в систему профессионального образования»

Профилизация старшей школы является одним из наиболее позитивно оцениваемых мероприятий модернизации. Она, в отличие от ЕГЭ, в глазах участников модернизации не ломает радикально традиции школьного образования, и ее преимущества и цели достаточно очевидны. По данным массового опроса, проведенного ВЦИОМ в сентябре 2002 г., это мероприятие также воспринимается как более важное и позитивное, по сравнению с ЕГЭ, в число приоритетных направлений модернизации его отнесли 24% опрошенных против 12%, выделивших единый экзамен.

Ученики и родители понимают профильное образование как возможность уменьшения затрат на преодоление барьера «школа-вуз». В профилизации старшеклассники видят, кроме этого, механизм, позволяющий учесть способности и интересы учеников.

Еще в середине 1990-х годов по опросам ВЦИОМ две трети населения РФ предвидели, что в 2000 году и далее в России нужно будет более высокое образование, чтобы получить хорошую работу.

В то же время по данным ВЦИОМ на конец 1990-х гг. среди лиц с высшим образованием лишь около половины находили, что тех знаний, которые они получили в высшем учебном заведении, в целом достаточно для их нынешней профессиональной деятельности. Около одной десятой считали, что знаний больше, чем нужно. Но более трети ответили, что таких знаний недостаточно или совершенно недостаточно.

Более одной пятой из опрошенных лиц с высшим образованием тогда заявляли, что не удовлетворены той специальностью, что получили в вузе. Для такого же числа высшее образование не играло роли в их профессиональной карьере. Почти треть работали не по той специальности, которую получили в вузе.

Таким образом, у людей одновременно формировалась установка на получение более высокого образования и недовольство тем, как эта услуга им предоставлялась в системе высшей школы.