Новые социологические данные по вопросам профильной школы

Следует отдавать себе отчет в том, что при введении старшей профильной школы, фактически возникнет конкурс при поступлении в 10-й класс.«…Выбор профиля самими школьниками происходит по вполне случайным причинам, а иногда под давлением педагогов» (/2/, страница 16). Это очень серьезная проблема. Надо понимать, что при увеличении продолжительности образования (подавляющее большинство получает высшее), мы не только устраиваем конкурс при поступлении в 10-ый класс, но и стимулируем подростка к раннему самоопределению относительно выбора жизненного пути.

Из текста социологического отчета не просматриваются отчетливо (быть может, косвенно, при обсуждении проблемы организации профильного образования в сельской школе) еще три очень важных вопроса. Скорее всего, это связано с тем, что в ответах респондентов не было упоминаний о них.

А) Министр образования В.М. Филиппов неоднократно говорил о том, что мы хотим реализовать идею профильного образования. Профильная же школа – это лишь один из способов реализации этой идеи. Речь должна идти о различных комбинациях профилей, дистанционном обучении и т.д. Отработка лишь одной, пусть наиболее понятной и массовой модели реализации профильного образования – опасна.

В) Необходимо срочно разработать предельно ясный, прозрачный механизм перехода из 9-ого в 10-ый класс. Если этого не сделать, то, избавившись от коррупции при переходе из старшей школы в вуз, мы создадим условия для ее возникновении на более раннем этапе – при переходе в профильную школу.

С) Введение старшей профильной школы, рано или поздно, заставит видоизменить конфигурацию существующих образовательных сетей. Если оставить ее в существующем виде, то школы в скором времени станут, по факту, профильными с первого класса (в одних школах соберутся сильные математики, в других – лингвисты и т.д.). Причем конкурс в них будут «держать» родители. Вероятно, следует подумать о возможном механическом отделении старшей школы от основной.Это необходимо еще и потому, что в России принято учиться в одной школе «от первого звонка до последнего», а уход сильного ученика – рассматривать как поражение педагогического коллектива.