Нормативные требования к технологическим умениям педагога

Нормативные требования к формируемым у студентов профессиональным умениям проистекают из необходимости выполнения педагогом, ведущим процесс обучения, ряда типовых профессиональных действий. В силу того что обучение чутко реагирует на любые действия педагога, а обучаемые представляют собой сложные субъективные объекты управления , в реальности трудно установить единые нормы выполнения педагогами технологических операций и тем более создать условия, необходимые для их формирования в вузе.

Вместе с тем проблема состоит именно в том, чтобы в процессе подготовки будущего педагога создать условия, способствующие достижению цели и, в частности, формированию у студентов технологических умений, направленных на организацию учебной деятельности. Для решения этой проблемы следует, всячески сохраняя и реализуя идею персонализации обучения и стимулирования свободы творчества педагога в его профессиональном труде, уменьшить субъективность оценки качества педагогической деятельности и профессиональной квалификации практикующего педагога.

С помощью нормативных критериев оценки профессионально-педагогического труда предполагается упорядочить сам процесс подготовки педагога в программно-информационном и технологическом планах. Здесь возникает много задач: определить состав и объем фундаментального знания; установить взаимодействие разных наук в целях подключения и адаптации научной информации к целям и задачам педагогического образования; выявить и осуществить способы интеграции научных знаний; изучить вопрос о научной детерминации процесса перевода знаний в действия; многосторонне рассмотреть процесс формирования новообразований и очень многие другие общие и конкретные вопросы, связанные как с результативной стороной образовательного процесса, так и с содержательно-технологической его стороной.

Сложным этапом в описании требований является профессиографический этап — научное обоснование умений профессионала, а также нормативных требований к качеству профессиональных умений, в частности технологических умений организовывать и регулировать учебный процесс. Возникающие при этом трудности связаны, во-первых, с соблюдением функционального подхода к анализу педагогической деятельности, во-вторых, с необходимостью структурирования уровней описываемого состава операциональных умений педагога и, в-третьих, с ранжированием требований, касающихся разных стадий педагогического управления.