Научные основы педагогических технологий

Альтернативой сциентизму является природосообразностъ, природосообразие - мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них, а также единство человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Факторы психического развития и технология

Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить:

- биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим наследственным кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные;

- социогенные, представляющие личность как «tabula rasa», на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения;

- психогенные, результат развития в которых определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования;

- идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение личности и ее качеств.

Научные концепции усвоения социального опыта

В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.