Научно-методические основы планирования коррекционной работы

Важной основой планирования коррекционной работы является диагностическая деятельность. Несмотря на, казалось бы, очевидную необходимость осуществлять диагностическую деятельность для определения задач и содержания коррекционной работы, в практике руководства этой деятельностью имеет место требование к учителю-дефектологу о сдаче планов и о начале осуществления коррекционной работы с 1 сентября. Данное требование культивирует формальный подход к написанию планов коррекционной работы и в целом противоречит положению о диагностической основе коррекционной работы. Даже в случае, когда учитель-дефектолог не первый год работает с учащимися конкретного класса, при составлении планов коррекционной работы в начале каждого учебного года нецелесообразно опираться лишь на данные итоговой диагностики предыдущего года обучения, так как за лето у детей может произойти скачок вперед либо назад в развитии. Речь идет не о том, что учитель-дефектолог не должен проводить занятия с детьми с самого начала учебного года, а о том, что эти занятия в начале года должны носить диагностический характер. Наиболее длительным является данный этап в случае, если учитель-дефектолог обследует первоклассников или начинает работу с каким-либо классом впервые.

Только после тщательного изучения трудностей детей в учении и определения причин, их вызывающих, может быть разработан действенный план коррекционной помощи, что опять же является отличительной особенностью планирования коррекционной работы по сравнению с планированием работы по учебному предмету. Поэтому план коррекционной помощи может быть составлен учителем-дефектологом в течение 3-4-й недели сентября.

Итак, планы коррекционной работы ввиду специфики ее содержания, отличаются от планов работы учителя по предмету и в содержательном, и во временном отношении.

Вторая проблема планирования связана с представлением о коррекционно-педагогической деятельности как об общеразвивающей, тренинговой работе по развитию всех познавательных процессов.