Научно-методические основы планирования коррекционной работы

Итак, один и тот же симптом трудностей детей в учении может быть связан с разными причинами и механизмами его возникновения. Следовательно, даже при наличии у группы детей общей проблемы в учении, например, трудности осуществления письма под диктовку, цель и содержание коррекционной работы с отдельными учащимися могут быть различными : формирование приемов самоконтроля, или развитие фонематического восприятия, или формирование процессов фонемного анализа, или что-либо другое.

Поэтому учителю-дефектологу важно определить причину трудностей формирования того или иного школьного навыка у каждого ребенка, то есть выявить обусловливающую эти трудности или несформированную школьно-значимую психическую функцию, и/или компонент учебной деятельности, и/или базовые умения . Это и определит направленность требующейся ученику помощи.

А теперь посмотрим на ситуацию «симптом трудности - его причина» под другим ракурсом. Если проблема ребенка связана, например, с несформированностью умения пересказывать текст , то он будет малоуспешен на многих уроках при выполнении соответствующей деятельности . В этом случае работа на занятиях коррекционного компонента в логике репетиторства может принести лишь кратковременный эффект - ребенок более-менее успешно продемонстрирует свои знания в рамках данного текста на конкретном уроке. При встрече же с новым текстом он вновь столкнется с той же проблемой - трудностью пересказа. А если работа на коррекционных занятиях будет направлена на формирование обобщенного умения пересказывать текст, в результате которой ребенок научится составлять смысловую программу текста, овладеет средствами межфразовой связи , - это повысит успешность ученика на всех тех уроках, где требуется данное умение.

Таким образом, деятельность учителя на уроках по предметам государственного компонента направлена на формирование предметных ЗУНов у учащихся, а деятельность учителя-дефектолога на коррекционных занятиях связана с устранением у учеников причин затруднений в усвоении тех или иных предметных ЗУНов. Трудности в учении действительно могут исчезнуть лишь за счет ликвидации их причин!