Методы социально-педагогической поддержки ребенка

2. Методы укрепления чувства ответственности: доверие — развивается вера в свои силы; просьба — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка; беседа-размышление — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения; лекция — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий; поручение — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка: напоминание; сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше); достижение согласия с самим собой — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера; достижение гармонии с окружающим — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.

Методы социально-педагогической поддержки развития способностей.

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату: наблюдение; коллективный анализ деятельности, размышления; рефлексия — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; сравнительные характеристики; интервью; тестирование и анкетирование.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей, метод "мозгового штурма" — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям; метод "сократовской беседы" — развитие диалогического мышления, творческих способностей; метод мыслительной деятельности — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод деловой игры — при снижения; психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта; метод развития интуиции (игры: "Почувствуй состояние другого", "Кто стоит за дверью?", "Холодно-горячо", "В какой руке?" и т. д.); метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок.