Методы обучения и дидактические средства

В первой группе методов в зависимости от доминирующего вида передачи и восприятия учебной информации можно выделить: методы словесной передачи и слухового восприятия (рассказ, лекция, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрация, демонстрация), методы практической передачи и тактильного, кинестезического восприятия (лабораторные опыты, трудовые действия); ведущего вида логики раскрытия и усвоения содержания - индуктивный и дедуктивный методы; степени педагогического управления - управление непосредственное или опосредованное (самостоятельная работа); степени творческой самостоятельности - методы организации репродуктивной и методы организации поисковой деятельности. К этой же группе относятся методы программированного и непрограммированного характера.

Методы стимулирования и мотивации также делятся на подгруппы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности в учении: создание ситуаций занимательности, познавательные игры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха у отстающих школьников, предъявление требований, поощрение.

Группа методов контроля и самоконтроля в процессе обучения охватывает теоретическую и учебно-практическую подготовку, производственно-трудовую деятельность, эффективность репродуктивной или поисковой деятельности. Это методы устного, письменного, лабораторного, программированного и непрограммированного контроля.

Представленная концепция классификации методов обучения, безусловно, привлекательна, но она до конца не реализована, поскольку каждый аспект обучения в итоге предполагает свои методы обучения.

Другая реализация целостного подхода к методам обучения была осуществлена М.И. Махмутовым, который вслед за М.М. Левиной выделил методы преподавания и методы учения и затем объединил их в общие методы обучения. Он полагает, что все многообразие методов обучения можно свести к следующим группам: методы преподавания - информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий; методы учения - исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый; общие методы обучения - монологическое, показательное диалогическое изложение, эвристическое, исследовательское, проблемное, проблемно-программированное изучение.