Методы и стили воспитания

• примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых других из окружения воспитанника);

• примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

Метод поощрения – внешнее активное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и появление способности критически оценивать свои поступки. Поощрение – вид моральной санкции. Функции поощрения: возникновение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п. Реакция на поощрение – знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул деятельности.

Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

Метод принуждения – система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.