Методология социально-педагогических исследований

б) неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы процесса он будет изучать.

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации, наблюдение подразделяется на следующие виды:

а) включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом того или иного объединения. В таких условиях наблюдение помогает исследователю глубже разобраться в изучаемой проблеме;

б) не включённое. Исследователь находится вне изучаемого объекта или явления. Не включённое наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.

Наблюдение также может быть лонгитюдное (продольное), когда, например, изучаются условия развития ребенка в семье с 1 по 11 класс (т. е. наблюдение ведется на протяжении дли-тельного времени, в данном случае — 10 лет); ретроспективное (обращенное к прошлому), когда изучаются биографические данные ученика и его родителей.

Наблюдение может быть организовано с трех позиций:

— с нейтральной (присутствует сторонний наблюдатель, например, студент, приглашенный на урок опытного педагога);

— с позиции руководителя (когда студент сам ведет урок в ходе прохождения педагогической практики);

— с включением исследователя в реальную деятельность (студент участвует в принятии решения совместно с учителями на педагогическом совете).

Достоинство наблюдения — возможность изучать предмет в естественных условиях, учитывать его многогранные связи и проявления, изменять конкретную ситуацию или намеренно создавать новую.