Методология социально-педагогических исследований
К эмпирическим методам исследования относятся методы наблюдения, опроса, тестирования, эксперимента, социального проектирования.
Наблюдение — активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира.
По регулярности проведения наблюдение может быть:
а) систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта;
б) случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации.
По месту наблюдение может быть:
а) полевое. Производится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, при непосредственном контакте с изучаемым объектом;
б) лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяется педагогом. Основное достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами наблюдения, возможность выявить все факторы ситуации и установить связь между ними.
По степени формализации наблюдение может быть:
а) контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на них сосредотачивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога, а также формируется специальный план записи наблюдений до начала сбора информации;