Методология социально-педагогических исследований

Методологический подход включает следующие уровни: философский (общие принципы познания, категории); общенаучный (общенаучные концепции); конкретно-научный (методы, принципы исследования); методический (специализированное методологическое знание). В соответствии с методологией В.В. Краевского, дескриптивные знания первых трех уровней включают основные положения философии в ее методологической функции, теоретический анализ сущности и закономерностей социально-педагогического процесса, особенностей социальной педагогики как науки, тогда как перспективные знания четвертого уровня отражают должное — процесс социально-педагогического развития в соответствии с целью, задачами и условиями, в которых он протекает.

С целью выявления дополнительного ресурса в развитии теории социально-педагогического исследования в теоретико-методологическую базу исследования целесообразно включать современные реалии, принципиально обновляющие духовный образ цивилизации: гуманизацию и экологизацию образования, информатизацию интеллектуализацию деятельности социального педагога.

Существенное значение имеет насыщение методологических подходов к исследуемой проблеме компонентами современного содержания образования, состоящими из новых представлений (образов, раскрывающих социокультурные смыслы деятельности); новых принципов (отличающих информационную цивилизацию от предыдущей индустриальной); возможностей новых социально-педагогических технологий (на основании решения проблем субкультуры людей с отклонениями в развитии и новых комплексов условий, определяющих нормы взаимодействия людей в современных информационных процессах).

Рассмотрим содержание методологических принципов, которые, с позиций социокультурных оснований исследуемого процесса, направлены на раскрытие соответствующих сфер социальной практики.

Принцип парадигматической эволюции. Социально-педагогическое исследование, как и каждое научное исследование, строится на основе существующих парадигм и моделей. Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — "исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерна для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения" .