Методика применения звуковых средств

Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, связанное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера говорить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей работы, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Работа над образами литературных героев с привлечением звукозаписей способствует более глубокому проникновению в текст, позволяет почувствовать силу искусства слова.

Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И.А. Крылова в исполнении А.Н. Грибова и И.В. Ильинского, чтение стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» В. Н. Яхонтовым и А.М. Шварцем.

Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их исполнении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно связывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сводиться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и воспроизводят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: учащиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.