Методика применения звуковых средств

Записи натуральных, естественных звучаний, когда реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления. Например, на уроке или занятии важно прослушать крики и голоса различных животных и птиц, шум моря, звуки грозы, промышленные звуки и т. п.

Звукозаписи для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке - записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил широкое распространение не только на уроках русского и иностранного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика, физика, химия и т.д., которые проводятся в целях контроля или закрепления изученного материала. Звукозаписи диктантов и заданий приучают школьников работать в нужном темпе, концентрируют их внимание на выполнении работы, дисциплинируют. В процессе этой работы учитель, освобожденный от чтения текста диктанта или заданий, может контролировать самостоятельную деятельность учащихся, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

В старших классах звукозаписи можно использовать при индивидуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уровень самостоятельности - от передачи на головные телефоны учащегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до общих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специальных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и кабинетов по иностранному и русскому языкам дает возможность учащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача трудная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (жесты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.