Методика применения статичных экранных пособий

Разнообразна работа по содержанию диафильма после его просмотра: описание детьми понравившихся кадров и эпизодов; краткое изложение сюжета и его домысливание; составление вопросов к отдельным кадрам или фрагментам; ответы на вопросы учителя, поставленные до, во время и после просмотра; рисование по памяти, придумывание начала или продолжения, восстановление целого по показанным фрагментам (восстановление сказки, стихотворения и др.) и т. п.

Например, при помощи зрительного образа на уроках создается ситуация для развития речи. Экранное изображение в этом случае выполняет функцию зрительной опоры для словарной работы, составления определенных речевых конструкций, предложений, коротких рассказов и других работ творческого характера. По кадрам диафильма легче обучать детей всем видам пересказа, составлению плана. Можно убрать текст из кадра диафильма, прикрепив полоску темной бумаги на рамку диапроектора, и предложить учащимся самим составить субтитры для такого диафильма, а потом сравнить с текстом оригинала. Умело используя диафильм, развивают речь, творческие способности и обогащают мышление учащихся. Язык диафильма служит образцом литературного языка. Усваивая и запоминая текст, учащиеся пополняют свой активный словарь.

При создании диафильмов и диапозитивов, как правило, используются высококачественные фотографии и рисунки, которые отвечают требованиям занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, рукоделию, тем более что по искусству было в свое время выпущено много как диафильмов («Виды изобразительного искусства» и др.), так и диасерий («Виктор Васнецов», «И. И. Шишкин», «Жостовские подносы», «Русские лаки. Федоскино» и др.).

Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям.