Методика применения статичных экранных пособий

Например, серия транспарантов «Круговорот воды в природе» предназначена для демонстрации на уроках природоведения при изучении вопроса «Круговорот воды в природе» по теме «Вода в природе». Для формирования более четкого представления об этом явлении полезно расчленить изучаемый процесс по следующим этапам: на кодоскоп устанавливают транспарант № 1, представляющий собой схематическое изображение моря и суши в разрезе. Наложение транспаранта № 2 на № 1 создает картину испарения воды с поверхности моря, транспарант № 3 показывает образование облаков и туч и выпадение осадков, на транспаранте № 4 схематично изображен сток воды с поверхности земли, на транспаранте № 5 - просачивание воды через водопроницаемые слои, образование подземных вод и их стекание в водоемы, на транспаранте № 6 стрелками фиксируется весь круговорот воды. Когда все транспаранты накладываются один на другой, воспроизводится схематический рисунок круговорота воды в природе, который уже не требует дополнительных разъяснений.

На транспарантах прекрасно смотрятся различные схемы, диаграммы, графики, таблицы, которые можно заранее готовить к уроку, вычерчивать непосредственно в процессе изложения материала, предлагать учащимся воспроизвести или создать новые на этапах повторения и обобщения или контроля знаний. Тем более что демонстрирование сложных по начертанию и требующих безукоризненно четкого и точного выполнения графических изображений в большом масштабе возможно только с помощью современной проекционной техники. Она обеспечит отчетливую видимость с последних мест класса не только общих контуров, но и деталей чертежа, схемы. Экспонируемый на экране кадр учитель может детально проанализировать, фиксируя внимание учащихся на особенностях графического оформления.

При помощи схем можно отражать определенные явления, отношения, структуры, функции, процессы и т. д.

При составлении схематических изображений необходимо соблюдать следующие дидактические требования: