Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Приведем примеры конструирования некоторых определений из области электротехники. 1. «Электрическая цепь»

Признаки: совокупность устройств: наличие источников, приемников, вспомогательных элементов: наличие пути прохождения тока; наличие тока, напряжения и сопротивления; наличие движения частиц.

Определение: электрическая цепь - это совокупность источников, приемников и вспомогательных элементов, образующих путь для прохождения электрического тока. 2. «Последовательное соединение элементов электрической цепи»

Признаки: равенство тока во всех элементах; наличие электрической цепи: соединение элементов друг с другом и наличие пути прохождения тока: соблюдение соотношения «напряжение на источнике равно сумме падений напряжений на элементах»: наличие связей между концами предыдущих элементов и началом последующих.

Определение: последовательное соединение элементов - это такое их соединение в электрической цепи, при котором конец первого элемента совпадает с началом второго, конец второго элемента с началом третьего и т. д.

Следует отметить, что определение такого понятия, как последовательное соединение элементов цепи, при котором по ним протекает один и тот же ток, еще не будет отражать полного содержания данного понятия, ибо этот признак не является существенным, поскольку в цепи с параллельным соединением элементов можно подобрать их величины таким образом, что по ним будет протекать тоже один и тот же ток.

Поэтому, давая определение, следует использовать только существенные признаки, иначе у учащихся может создаться неверное представление о понятии. В данном случае существенным признаком является последовательность соединения концов и начал элементов цепи.

Последние две операции носят вспомогательный характер.

Таким образом, на первом этапе конструирования учебно-содержательных материалов следует выполнить логический анализ понятий, который включает следующие операции: