Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Определения, имеющиеся в тексте, должны быть строго подчинены определенным правилам, которые должен учитывать преподаватель при работе над созданием или проверкой имеющихся в литературе определений. Главные из этих правил такие:

- определение не должно быть противоречивым;

- определение не должно иметь логического круга, т. е. определяемые термины не должны содержать определяющих;

- определение должно быть соразмерным, т. е. определяющий и определяемый термины должны обозначать одни те же предметы;

- в определении определяющие признаки должны быть необходимыми и достаточными;

- в определении определяющий признак должен быть существенным относительно решаемой с его помощью задачи;

- первоначально заданный термин сохраняется на протяжении всего контекста. Введение нового смысла этого термина должно быть явно оговорено.

Из всего изложенного можно определить такой порядок составления определения или выявления содержания понятия:

- определить все имеющиеся признаки;

- выделить существенные среди них;

- сконструировать определение с учетом необходимых правил;

- проверить правильность конструирования.